АНАЛИЗ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

АНАЛИЗ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Научная статья

Бачиков А.В.1, Идалаев И.М.2, Антонова А.А.3, *, Яманова Г.А.4, Гаджиев К.М.5,
Дзандукоева П.Х.6, Бокта Н.Х.7, Давлетказиева А.Х.8

1 ORCID: 0000-0002-5317-7243;

2 ORCID: 0000-0002-8680-5867;

3 ORCID: 0000-0003-2581-0408;

4 ORCID: 0000-0003-2362-8979;

5 ORCID: 0000-0001-6567-0716;

6 ORCID: 0000-0001-5057-772Х;

7 ORCID: 0000-0001-9260-9128;

8 ORCID: 0000-0002-3120-9451;

1-8 Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия

* Корреспондирующий автор (fduecn-2010[at]mail.ru)

Аннотация

Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде. Целью данной работы было выяснение особенностей питания детей младшего школьного возраста. Обследовано 250 учащихся 1-4 классов, проживающих на территории Астраханской области. В ходе исследований получена информация о режиме питания школьников. Режим питания детей школьного возраста не является оптимальным и не обеспечивает своевременное и достаточное поступление пищи в организм. Таким образом, необходимо внести изменения в содержание и методы пропаганды здорового образа жизни на разных уровнях.

Ключевые слова: младшие школьники, анализ питания, режим питания.

AN ANALYSIS OF DIET OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Research article

Bachikov A.V.1, Idalaev I.M.2, Antonova A.A.3, *, Yamanova G.A.4, Gadzhiev K.M.5,
Dzandukoeva P.Kh.6, Bokta N.Kh.7, Davletkazieva A.Kh.8

1 ORCID: 0000-0002-5317-7243;

2 ORCID: 0000-0002-8680-5867;

3 ORCID: 0000-0003-2581-0408;

4 ORCID: 0000-0003-2362-8979;

5 ORCID: 0000-0001-6567-0716;

6 ORCID: 0000-0001-5057-772Х;

7 ORCID: 0000-0001-9260-9128;

8 ORCID: 0000-0002-3120-9451;

1-8 Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia

* Corresponding author (fduecn-2010[at]mail.ru)

Abstract

Proper nutrition ensures the normal growth and development of children, contributes to the prevention of diseases, prolongs people’s lives, improves working capacity, and creates conditions for their adequate adaptation to the environment. The purpose of this study is to clarify the nutritional characteristics of primary school children. The study involved 250 students of grades 1-4 living in Astrakhan Oblast. The research shares information on the nutrition regime of schoolchildren. The diet of school-age children is not optimal and does not ensure timely and sufficient nutrition. Therefore, it is necessary to make changes at the different levels of the content and methods of promoting a healthy lifestyle.

Keywords: junior schoolchildren, nutrition analysis, nutrition regime.

Актуальность

Социально-экономические преобразования последних десятилетий значительно изменили образ жизни населения страны. Экономическая и политическая нестабильность в сочетании с изменениями системы школьного образования повлияли на состояние здоровья детского населения.

Детский возраст представляет весьма важный этап в процессе формирования человека и его здоровья. Именно в этот период идет интенсивный рост, развиваются и совершенствуются все системы организма. Крепкое здоровье – необходимое условие успешного освоения школьных программ по общеобразовательной подготовке. Питание является одним из основных факторов, определяющих здоровье населения. Известно, что любая, особенно белковая и витаминная недостаточность в питании, способна резко затормозить процессы роста и развития, а в наиболее тяжелых случаях даже привести к серьезным и неизлечимым заболеваниям. Нехватка витаминов также способна существенно ухудшить психофизиологическое состояние развивающегося организма. Напротив, правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, повышает иммунитет и адаптационные возможности в отношении неблагоприятных факторов среды обитания, улучшают работоспособность и выносливость [1], [3], [5], [10].

Современные данные по вопросам питания школьников позволяют отслеживать динамику факторов риска возникновения и распространенности заболеваний желудочно-кишечного тракта у детей, а также неотъемлемой частью формирования здорового образа жизни.

Цель исследования: выяснение особенностей питания младших школьников Астраханской области.

Материалы и принципы исследования

Репрезентативная группа сформирована методом случайной выборки и носила сплошной характер. Объектом наблюдения явились 250 учащихся 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет, из них 130 (52%) девочек и 120 (48%) мальчиков, проживающих на территории Астраханской области свыше пяти лет. В ходе исследования было использовано сочетание методов опроса и анкетирования.

Данные исследования обрабатывались методами математической статистики с использованием t – критерия в программном пакете Statistica.

Результаты и обсуждение

Анализ анкет показал, что регулярно, в одно и тоже время, употребляют пищу 178 (71,2%) школьников. Режим питания не соблюдают 72 (28,8%) детей. Не придают значения регулярному питанию 18 (7,2%) детей. Организация питания в школьной столовой не устраивает 15 (6%) школьников. Для 8 (3,2%) учащихся питание в школе является дорогостоящим.

Режим питания у всех обследованных детей является не вполне удовлетворительным: только около 107 (42,8%) детей получали первые (жидкие) горячие блюда в день, а вторые горячие блюда получали только 143 (57,2%) школьника в день.

Анализ режима питания школьников показал, что более половины опрошенных учащихся питаются 3 раза в день и чаще. Около 28,8% детей едят тогда, когда им этого хочется, а 33,6% – 3 раза в день (таблица 1).

 

Таблица 1 – Регулярность питания младших школьников

Количество приемов пищи в день Абс. %
1 раз в день 5 2
2 раза в день 10 4
3 раза в день 84 33,6
Чаще 79 31,6
Когда захочет 72 28,8
Итого 250 100

 

Промежутки времени между приемами пищи бывают различными: 3-4 часа – 65,2%, более 6 часов – 34,8%. У 6% опрошенных основной прием пищи по объему и калорийности приходится на вечернее время. Время принятия ужина респондентов: 18-19 часов.

Неправильное питание увеличивает риск развития многих заболеваний.

Значительная часть школьников утром завтракают дома (таблица 2).

 

Таблица 2 – Организация питания младших школьников

Прием пищи Абс. %
Утренний завтрак
Утром не завтракает 10 4
Завтракает дома 126 50,4
Завтракает в школе 13 5,2
Завтракает дома и школа 101 40,4
Итого 250 100
Обед
Ест в школьной столовой 184 73,6
Берет еду из дома 31 12,4
В школе не ест совсем 35 14
Итого 250 100
Ужин
Ужинает дома 245 98

 

На завтрак предпочитают: чай, какао, сок – 187 (74,8%), бутерброды – 110 (44%), каши – 97 (38,8%), молочные продукты (йогурт, творожок) – 32 (12,8%), кондитерские изделия – 43 (17,2%). Условия принятия пищи школьниками в обеденный перерыв: обедают в столовой (73,6%) школьников; приносят обед с собой – 12,4%.

Оценка качественной структуры питания представлена в таблице 3. Среди продуктов ежедневного рациона на первом месте стоит молочные продукты и яйца, второе место занимает мясные и рыбные продукты, на третьей позиции – картофель и макаронные изделия, и крупы.

 

Таблица 3 – Распределение продуктов питания в недельном рационе

Продукты питания Каждый день 2-3 раза в неделю 1 раз в неделю По праздникам
Абс. % Абс. % Абс. % Абс. %
Мясо и мясопродукты 93 37,2 130 52 27 10,8 0 0
Рыба и морепродукты 77 30,8 33 13,2 56 22,4 0 0
Молочные продукты, сыр, яйца, масло 185 74 65 26 0 0 0 0
Овощи (кроме картофеля) 57 22,8 49 19,6 33 13,2 64 25,6
Картофель 69 27,6 181 72,4 0 0 0 0
Макароны, крупы 61 24,4 189 75,6 0 0 0 0
Фрукты, соки 82 32,8 103 41,2 32 12,8 33 13,2

 

Незначительное количество учащихся (10,8%) потребляли мясо и мясопродукты – не чаще 1 раза в неделю. Причем, по популярности на первых трех местах оказались курица (39,2%), свинина (35,2%) и говядина (21,6%), 4% опрошенных употребляют баранину. Более половины всех анкетированных употребляют мясо курицы 3-4 раза в неделю. Не употребляют в пищу рыбу 34,8% респондентов. Недостаточно в рационе детей встречаются овощи и фрукты. Наиболее частыми овощами были названы следующие овощи: помидоры, огурцы, картофель и капуста. Среди фруктов лидирующие место заняли яблоки, бананы и цитрусовые. Низкое потребление овощей, фруктов приводит к обеднению нашего организма витаминами. Отсутствие должного количества витаминов в пищевом рационе в его организме возникает ряд нарушений нормального функционирования организма. Как известно, рыба и морепродукты являются поставщиками йода в нашем организме. Даже небольшое снижение этого элемента в организме детей и подростков вызывает задержку физического и полового развития, при этом наблюдается интеллектуальная недостаточность. Среди названных молочных продуктов самыми популярными являются молоко (42% школьников), снежок, творог и сыр.

В рационе питания школьников достаточно часто встречаются мучные изделия в различной форме (печенье, пирожки, булочки, кексы и т.д.). У 35% отмечено ежедневное присутствие данной группы продуктов, у 53% – мучные изделия встречаются 3-4 раза в неделю. Хлеб предпочитают: пшеничный – 80,8%, серый – 14%.

Часть школьников (14,8%) указали, что употребляют «фаст-фуд» 1-2 раза в неделю, редко – 10,8%.

Около 10,4% детей выявляется аллергия на какой-либо пищевой продукт.

Таким образом, согласно результатам проведенного анкетирования, режим питания детей школьного возраста не является оптимальным и не обеспечивает своевременное и достаточное поступление пищи в организм: приемы пищи в сухомятку, перерывы между приемами пищи не соответствуют гигиеническим нормам, создают риск развития функциональных нарушений и заболеваний пищеварительного тракта.

Заключение

Изменение структуры и качества питания является основной из причин возникновения общего утомления, низкой работоспособности и различных заболеваний, в том числе болезней органов пищеварения, эндокринных и других. Таким образом, необходимо внести изменения в содержание и методы пропаганды здорового образа жизни на разных уровнях (печатные, электронные средства массовой информации, литература, семья, организованные и неорганизованные детские коллективы) с обязательным обучением и повышением квалификации преподавателей общеобразовательных учреждений.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. Антонова А.А. Особенности питания студентов медицинского вуза / А.А. Антонова, Г.А. Яманова,
    И.С. Бурлакова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 4 (106). – С. 78-81.
  2. Денисова Г.С. Пути совершенствования организации рационального питания студентов / Г.С. Денисова,
    Л.А. Березуцкая // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2017. – № 1 (4). – С. 73-84.
  3. Топал О.И. Изучение структуры питания студентов / О.И. Топал, И.С. Молин, Р.Г. Зуева // Молочнохозяйственный вестник. – 2011. – № 1 (II кв.). – С. 54-55.
  4. Антонова А.А. Особенности питания младших школьников Астраханской области / А.А. Антонова,
    В.Г. Сердюков // Казанская наука. – 2010. – № 10. – С. 351-352.
  5. Сердюков В.Г. Социально-гигиенические особенности условий жизни, как факторы риска для здоровья детей / В.Г. Сердюков, А.А. Антонова, Г.А. Яманова и др. // В сборнике: Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции ученых и специалистов Роспотребнадзора. – 2019. – С. 71-76.
  6. Багаева М.Х. Гигиеническая оценка питания детей и подростков г. Саратова / М.Х. Багаева, Х.М. Шамсудинова, А.Э. Абубакарова и др. // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. – 2015. – Т.5. – №12. – С. 1669-1670.
  7. Еделев Д.А. Аспекты здорового питания школьников / Д.А. Еделев, Н.В. Лабутина // Пищевая промышленность. – 2014. – №11. – С. 64-66.
  8. Климацкая Л.Г. Особенности питания детей школьного возраста в сельской местности / Л.Г Климацкая,
    А.В. Ивченко // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. – 2009. – №3 (27). – С. 93-97.
  9. Мартинчик А.Н. Анализ фактического питания детей и подростков России в возрасте от 3 до 19 лет /
    А.Н. Мартинчик, А.К. Батурин, Э.Э. Кешабянц и др. // Вопросы питания. – 2017. – Т.86. – №4. – С. 50-60.
  10. Лир Д.Н. Анализ фактического домашнего питания проживающих в городе детей дошкольного и школьного возраста / Д.Н. Лир, А.Я. Перевалов // Вопросы питания. – 2019. – Т.88. – №3. – С. 69-77.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Antonova A.A. Osobennosti pitaniya studentov meditsinskogo vuza [Features of nutrition of medical university students] / A.A. Antonova, G.A. Yamanova, I.S. Burlakova // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel’skiy zhurnal [International Scientific Research Journal]. – 2021. – № 4 (106). – P. 78-81. [in Russian].
  2. Denisova G.S. Puti sovershenstvovaniya organizatsii ratsional’nogo pitaniya studentov [Ways of improving the organization of rational nutrition of students] / G.S. Denisova, L.A. Berezutskaya // Zdorov’e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoy kul’tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports]. – 2017. – № 1 (4). – P. 73-84. [in Russian].
  3. Topal O.I. Izuchenie struktury pitaniya studentov [Studying the structure of student nutrition] / O.I. Topal, I.S. Molin, R.G. Zueva // Molochnokhozyaystvennyy vestnik [Dairy Bulletin]. – 2011. – № 1 (II kv.). – P. 54-55. [in Russian].
  4. Antonova A.A. Osobennosti pitaniya mladshikh shkol’nikov Astrakhanskoy oblasti [Features of nutrition of younger schoolchildren of the Astrakhan region] / A.A. Antonova, V.G. Serdyukov // Kazanskaya nauka [Kazanskaya nauka]. – 2010. – № 10. – P. 351-352. [in Russian].
  5. Serdjukov V.G. Social’no-gigienicheskie osobennosti uslovij zhizni, kak faktory riska dlja zdorov’ja detej [Social and hygienic features of living conditions as risk factors for children’s health] / V.G. Serdjukov, A.A. Antonova, G.A. Jamanova et al. // V sbornike: Aktual’nye voprosy obespechenija sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija naselenija. Sbornik materialov mezhregional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii uchenyh i specialistov Rospotrebnadzora [In the collection: Topical issues of ensuring the sanitary and epidemiological well-being of the population. Collection of materials of the interregional scientific-practical conference of scientists and specialists of Rospotrebnadzor]. – 2019. – P. 71-76. [in Russian].
  6. Bagaeva M.H. Gigienicheskaja ocenka pitanija detej i podrostkov g. Saratova [Hygienic assessment of nutrition for children and adolescents in Saratov] / M.H. Bagaeva, H.M. Shamsudinova, A.Je. Abubakarova et al. // Bjulleten’ medicinskih Internet-konferencij [Bulletin of Medical Internet Conferences]. – 2015. – Vol.5. – №12. – P. 1669-1670. [in Russian].
  7. Edelev D.A. Aspekty zdorovogo pitanija shkol’nikov [Aspects of healthy nutrition of schoolchildren] / D.A. Edelev, N.V. Labutina // Pishhevaja promyshlennost’ [Food industry]. – 2014. – №11. – P. 64-66. [in Russian].
  8. Klimackaja L.G. Osobennosti pitanija detej shkol’nogo vozrasta v sel’skoj mestnosti [Features of nutrition of schoolchildren in rural areas] / L.G Klimackaja, A.V. Ivchenko // Zhurnal Grodnenskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta [Journal of the Grodno State Medical University]. – 2009. – №3 (27). – P. 93-97. [in Russian].
  9. Martinchik A.N. Analiz fakticheskogo pitanija detej i podrostkov Rossii v vozraste ot 3 do 19 let [Analysis of the actual nutrition of children and adolescents in Russia aged 3 to 19 years] / A.N. Martinchik, A.K. Baturin, Je.Je. Keshabjanc et al. // Voprosy pitanija [Nutrition issues]. – 2017. – Vol.86. – №4. – P. 50-60. [in Russian].
  10. Lir D.N. Analiz fakticheskogo domashnego pitanija prozhivajushhih v gorode detej doshkol’nogo i shkol’nogo vozrasta [Analysis of the actual home nutrition of preschool and school children living in the city] / D.N. Lir, A.Ja. Perevalov // Voprosy pitanija [Nutrition issues]. – 2019. – Vol.88. – №3. – P. 69-77. [in Russian].

Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации их к окружающей среде. Целью данной работы было выяснение особенностей питания детей младшего школьного возраста. Обследовано 250 учащихся 1-4 классов, проживающих на территории Астраханской области. В ходе исследований получена информация о режиме питания школьников. Режим питания детей школьного возраста не является оптимальным и не обеспечивает своевременное и достаточное поступление пищи в организм. Таким образом, необходимо внести изменения в содержание и методы пропаганды здорового образа жизни на разных уровнях.

Нет Ответов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *