ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ И ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ И ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Научная статья

Девришов Р.Д.1, *, Даулетова Л.А.2, Гелачев М.Г.3

1 ORCID: 0000-0001-5563-9395;

2 ORCID: 0000-0001-6126-2491;

3 ORCID: 0000-0002-6044-3976;

1, 2, 3 Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия

* Корреспондирующий автор (memorydb[at]yandex.ru)

Аннотация

Мероприятиям по предотвращению неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье детей и подростков в Российской Федерации уделяется повышенное внимание. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения осуществляется системно, в соответствии с программой Десятилетия детства [1], [2], [3].

В образовательных организациях реализуются мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Однако, острота проблемы заболеваемости детского населения, связанной с влиянием факторов окружающей среды, несмотря на активную социально-ориентированную политику государства и деятельность учебных учреждений, сохраняется [4]. С целью изучения образа жизни современных студентов проведен анализ режима дня и питания.

Ключевые слова: гигиена детей и подростков, студенты, факторы среды обитания, здоровый образ жизни, профилактика.

A HYGIENIC ASSESSMENT OF THE DAILY ROUTINE AND DIET OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Research article

Devrishov R.D.1, *, Dauletova L.A.2, Gelachev M.G.3

1 ORCID: 0000-0001-5563-9395;

2 ORCID: 0000-0001-6126-2491;

3 ORCID: 0000-0002-6044-3976;

1, 2, 3 Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia

* Corresponding author (memorydb[at]yandex.ru)

Abstract

The measures of preventing the adverse effects of environmental factors on the health of children and adolescents in the Russian Federation are receiving increased attention. The creation of conditions for the preservation and strengthening of the health of the younger generation is carried out systematically in accordance with the “Desyatiletie detstva” (Decade of Childhood) program [1], [2], [3].

Educational organizations implement measures aimed at preserving and strengthening the health of students. However, the severity of the problem of morbidity of the child population associated with the influence of environmental factors persists despite the active socially-oriented policy of the state and the activities of educational institutions. [4]. In order to study the lifestyle of modern students, the authors carry out an analysis of the daily routine and diet.

Keywords: hygiene of children and adolescents, students, environmental factors, healthy lifestyle, prevention.

Введение

Состояние здоровья студенческой молодежи на протяжении последних десятилетий характеризуется увеличением распространенности функциональных нарушений и хронических патологических состояний, обусловленных воздействием разнообразных факторов среды обитания, в числе которых и образ жизни. Изучение особенностей режима дня и питания учащихся, степень влияния данных факторов на здоровье, представляет особенный интерес для специалистов в области как клинической, так и профилактической медицины.Детская-юношеская популяция, как экосенситивная группа, в большей степени подверженная риску возникновения заболеваний, обусловленных воздействием факторов окружающей среды, является важным объектом для научных исследований.Внедрение новых образовательных стандартов высшего образования, применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения, привело к его интенсификации, появлению дополнительных факторов, усугубляющих негативное воздействие компонентов среды обитания на здоровье обучающихся [5], [6], [7].Правильно организованный образ жизни является неотъемлемым профилактическим фактором, определяющим здоровье человека. Значение здорового образа жизни необходимо объяснять детям и подросткам с ранних лет, чтобы предупредить возможное развитие различных заболеваний в будущем.Цель исследования – изучить особенности режима дня и питания студентов.

Методы и принципы исследования

В ходе работы были использованы материалы Государственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Астраханской области в 2020 году».Методом анкетирования изучался образ жизни подростков и особенности его организации. В исследовании приняли участие 137 студентов Астраханского государственного медицинского университета – 66 девушек (48,18%) и 71 юноша (51,82%), среди которых 40,1% обучались на лечебном; 31,4% – на медико-профилактическом; 10,2% – на фармацевтическом; 9,5% – на стоматологическом и 8,8% на педиатрическом факультетах.Статистическая обработка полученных данных включала расчет процентных распределений вариантов ответов с использованием программ Statgraphics и Microsoft Excel.

Основные результаты

В настоящее время влияние различных неблагоприятных факторов, обусловленных образом жизни, значительно возросло.Полноценным, с гигиенических позиций, считается сон, оптимальный для конкретного возрастного периода, с четко установленными временными интервалами отхода ко сну и пробуждения. Согласно проведенным исследованиям, отход к ночному сну происходил в промежутке между 23:00 и 00:00 у 40,9%, в 01:00 и позже – у 9,5% учащихся. Продолжительность сна, с учетом раннего подъема, составляла менее 6 часов, что недостаточно для восстановления работоспособности студентов.

Пребывание на свежем воздухе и двигательная активность в сочетании с физическими нагрузками, являясь компонентами здорового образа жизни, имеют большое значение в вопросах укрепления здоровья и профилактики болезней. Так, продолжительность ежедневной прогулки варьировалась и составляла: менее 30 минут – 9,5%, до 1 часа – 30,7%, 2 часа и более – 18,2% учащихся. При этом активно занимаются различными видами спорта 58,4% респондентов, уделяя тренировкам 3-5 часов в неделю – 20%, более 5 часов – 15%, 1-2 часа 65%.

Образ жизни студентов невозможно представить без домашнего задания, элемента образовательного процесса, являющегося обязательным для наиболее полного усвоения и закрепления пройденного учебного материала. Так, в ходе анкетирования было установлено, что у 50,4% учащихся время выполнения домашней работы составляло 3 часа и более, 38,6% для подготовки было необходимо 90 минут – 2 часа и 10,9% опрошенных занимались в течение 30 минут – 1 часа. Необходимо отметить, что 83,2% в процессе подготовки к занятиям использовали бумажный носитель информации.Рациональное питание является важным фактором, способствующим гармоничному развитию, повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных условий среды обитания. Любые отклонения в режиме питания, его качественной и количественной характеристике могут отразиться на здоровье. Основные результаты, полученные при изучении особенностей питания студентов, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Характеристика питания студентов

Оцениваемый показатель Количество студентов
абсолютное число %
Кратность приема пищи: 3 раза в день и чаще 58 42,3
2 раза в день 55 40,1
1 раз в день 24 17,5
Где питаются: дома 14 10,2
дома и в организациях общественного питания (столовых) 113 82,5
берут с собой еду из дома 10 7,3
Перерывы в питании (более 5 часов): да 118 86,1
нет 19 13,9
Употребление горячей пищи: 2 и более раза в день 68 49,6
1 раз в день 64 46,7
горячей пищи в рационе нет 5 3,6
Ужин за 2 часа и менее до сна: да 81 59,1
нет 56 40,9
Наличие в рационе острой, соленой, жирной пищи
(3 раза в неделю и чаще)
126 92,0
Наличие в рационе питания мясных продуктов: 3-4 раза в неделю 62 45,3
1-2 раза в неделю 73 53,3
мясных продуктов в рационе нет 2 1,5
Наличие в рационе питания молочных продуктов: 3-4 раза в неделю 54 39,4
1-2 раза в неделю 77 56,2
молочных продуктов в рационе нет 6 4,4
Наличие в рационе питания свежих овощей, фруктов: ежедневно употребляют 66 48,2
2-3 раза в неделю 48 35,0
1 раз в неделю и реже 23 16,8

 

Так, 3 раза в день и чаще принимают пищу 42,3% опрошенных, 2 раза в день – 40,1% и 17,5% студентов питаются однократно. При этом 96,0% в течение дня употребляют горячую пищу. Для обучающихся местами приема пищи являются дом и столовые (82,5%), 10,2% питаются только дома и 7,3% приносят еду с собой.

Свежие овощи и фрукты ежедневно употребляют 48,2% учащихся. Мясо и мясные продукты 3-4 раза в неделю в свой рацион включают 45,3% студентов, молоко и молочные продукты – 39,4%. В ежедневном рационе питания мяса и мясных продуктов нет у 1,5% опрошенных, молока и молочных продуктов – у 4,4% учащихся. Не употребляют свежих овощей и фруктов 16% студентов.

Следует отметить, что наряду с длительными перерывами между приемами пищи (86,1% анкетируемых), режим питания студентов характеризуется поздним ужином (59,1%) и преобладанием в рационе острой, соленой и жирной пищи (92,0%). Несоблюдение гигиенических основ питания может быть одним из факторов, способствующих увеличению числа алиментарно-зависимых заболеваний.

Заключение

Таким образом, можно говорить, что реализация только государственных мероприятий не позволяет в полной мере исключить или уменьшить последствий пагубного влияния факторов среды обитания на здоровье учащихся.Неправильно организованный режим дня студентов уменьшает продолжительность отдельных его компонентов, таких как ночной сон, двигательная активность и отдых.У части обучающихся питание нельзя назвать рациональным, вследствие недостаточного количества приемов пищи, длительных перерывов и позднего ужина, а также отсутствия отдельных пищевых продуктов. Полученные, в ходе исследования результаты, выявили значительные нарушения в образе жизни современных студентов, что согласуется с работами других авторов [6], [7], [9], [10].Возможное решение проблемы охраны здоровья учащихся, в частности, предупреждения заболеваемости, ассоциированной с образом жизни, связано с реализацией комплекса медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий. Не менее важным, наряду с выполнением гигиенических рекомендаций по продолжительности ночного сна, прогулок на свежем воздухе, является обеспечение отдыха студентов, с учетом режима двигательной активности, умственной нагрузки и питания. При этом существенно возрастает роль санитарно-просветительской работы, предполагающей взаимодействие образовательной организации, медицинского учреждения и Территориального Управления Роспотребнадзора. Форматы такой работы предполагают актуальный характер информации, доступность для обучающихся и системный контроль со стороны родителей.

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

  1. План основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства (с изменениями и дополнениями). Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р.
  2. Кучма В.Р. Популяционное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности. / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева,
    И.К. Рапопорт и др. // Гигиена и санитария. – 2017. – 96(10). – С. 990-995.
  3. Салдан И.П. Современные тенденции в изменениях показателей физического развития и подростков (обзорная статья) / И.П. Салдан, С.П. Филиппова, О.В. Жукова и др. // Бюллетень медицинской науки. – 2019. – 1(13). – C. 13-19.
  4. Коломин В.В. Гигиенические аспекты инновационных процессов в современном обществе. / В.В. Коломин, И.А. Кудряшева, Р.Д. Девришов и др. // Российский вестник гигиены. – 2021. – 2. – C. 20-23.
  5. Жаданов А.Ю. Тенденции социального развития молодежи в условиях растущего влияния информационно-коммуникационных технологий. / А.Ю. Жаданов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 4. – С. 165–168.
  6. Скоблина Н.А. Особенности режима дня и образа жизни современных старших школьников / Н.А. Скоблина, Н.А. Бокарева, А.А. Татаринчик и др. // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. – 2018. – № 2. – С. 44–51.
  7. Милушкина О.Ю. Особенности образа жизни современной студенческой молодежи / О.Ю. Милушкина,
    С.В. Маркелова, Н.А. Скоблина и др. // Здоровье населения и среда обитания. – 2018. – № 11(308). – С. 5-8.
  8. Антонова А.А. Особенности питания студентов медицинского вуза. / А.А. Антонова, Г.А. Яманова,
    И.С. Бурлакова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2021. – № 4(106). – С. 78-81.
  9. Талызов С.Н. Основы здорового образа жизни студента / Талызов С.Н. // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. – 2016. – Т. 1. – № 3. – С. 16-21.
  10. Макарова Л.П. Гигиенические основы формирования культуры здорового образа жизни школьников. /
    Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, Н.Н. Плахов // Гигиена и санитария. – 2017. – 96(5). – С. 463-466.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Plan osnovnyh meroprijatij do 2020 g., provodimyh v ramkah Desjatiletija detstva (s izmenenijami i dopolnenijami). Rasporjazhenie Pravitel’stva RF ot 6 ijulja 2018 g. № 1375-r [The plan of the main activities until 2020, carried out within the framework of the Decade of Childhood (with amendments and additions). The decree of the RF Government dated July 6, 2018 № 1375-R]. [in Russian]
  2. Kuchma V.R. Populjacionnoe zdorov’e detskogo naselenija, riski zdorov’ju i sanitarno-jepidemiologicheskoe blagopoluchie obuchajushhihsja: problemy, puti reshenija, tehnologii dejatel’nosti [Population health of children, risks to health and sanitary and epidemiological wellbeing of students: problems, ways of solution and technology of the activity] / V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva, I.K. Rapoport et al. // [Gigiena i sanitarija [Hygiene and Sanitation (Russian Journal)]. – 2017. – 96(10). – P. 990-995. [in Russian]
  3. Saldan I.P. Sovremennye tendencii v izmenenijah pokazatelej fizicheskogo razvitija i podrostkov (obzornaja stat’ja) [Current trends in changes of physical development indicators of children and adolescents] / I.P. Saldan, S.P. Filippova,
    O.V. Zhukova et al. // Bjulleten’ medicinskoj nauki [Bulletin of medical science]. – 2019. – 1(13). – P. 13-19. [in Russian]
  4. Kolomin V.V. Gigienicheskie aspekty innovacionnyh processov v sovremennom obshhestve [Health aspects of innovation in modern society] / V.V. Kolomin, I.A. Kudrjasheva, R.D. Devrishovet al. // Rossijskij vestnik gigieny [Russian bulletin of hygiene]. – 2021. – 2. – P. 20-23. [in Russian]
  5. Zhadanov A.Yu. Tendentsii socialnogo razvitiia molodezhi v usloviiakh rastushchego vliianiia informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii [Trends in the social development of young people in the condition of the growing influence of information and communication technologies] / A.Yu. Zhadanov // Istoricheskaia i socialno-obrazovatelnaia mysl [Historical and socio-educational thought]. – 2013. – № 4. – P. 165–168. [in Russian]
  6. Skoblina N.A. Osobennosti rezhima dnia i obraza zhizni sovremennykh starshikh shkolnikov [Features of the day regimen and lifestyle of modern high school students] / N.A. Skoblina, N.A. Bokareva, A.A. Tatarinchik et al. // Sovremennye problemy zdravookhraneniia i meditsinskoi statistiki [Modern problems of healthcare and medical statistics]. – 2018. – № 2. – P. 44–51. [in Russian]
  7. Milushkina O.Ju. Osobennosti obraza zhizni sovremennoj studencheskoj molodezhi [Lifestyle features of modern student youth] / O.Ju. Milushkina, S.V. Markelova, N.A. Skoblina et al. // Zdorov’e naselenija i sreda obitanija [Public health and habitat]. – 2018. – № 11(308). – P. 5-8 [in Russian]
  8. Antonova A.A. Osobennosti pitanija studentov medicinskogo vuza [On the diet of medical uni]versity students] /
    A.A. Antonova, G.A. Jamanova, I.S. Burlakova. // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel’skij zhurnal [International Research Journal]. – 2021. – № 4(106). – P. 78-81. [in Russian]
  9. Talyzov S.N. Osnovy zdorovogo obraza zhizni studenta [Fundamentals of a healthy lifestyle of a student] /
    S.N. Talyzov // Fizicheskaja kul’tura. Sport. Turizm. Dvigatel’naja rekreacija [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation]. – 2016. – Vol. 1. – no. 3. – P. 16-21[in Russian]
  10. Makarova L.P. Gigienicheskie osnovy formirovaniya kul’tury zdorovogo obraza zhizni shkol’nikov [Hygienic foundations for the formation of culture of healthy lifestyle of schoolchildren] / L.P. Makarova, L.G. Bujnov, N.N. Plahov // Gigiena i sanitariya [Hygiene and Sanitation (Russian Journal)]. – 2017. – 96(5). – P. 463-466 [in Russian]

Мероприятиям по предотвращению неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье детей и подростков в Российской Федерации уделяется повышенное внимание. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения осуществляется системно, в соответствии с программой Десятилетия детства [1], [2], [3].

В образовательных организациях реализуются мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Однако, острота проблемы заболеваемости детского населения, связанной с влиянием факторов окружающей среды, несмотря на активную социально-ориентированную политику государства и деятельность учебных учреждений, сохраняется [4]. С целью изучения образа жизни современных студентов проведен анализ режима дня и питания.

Нет Ответов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *